Малая Конюшенная ул., д. 1-3, лит В

+7(812) 571-08-89

adm.dum@obr.gov.spb.ru

office@dumspb.ru

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

«Смирновские чтения - 2023» – масштаб конференции растет

Сегодня во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга в рамках II Открытой городской научно-практической конференции «Смирновские чтения - 2023» состоялось пленарное заседание «Образовательная и воспитательная среда как средство сохранения и развития культурных традиций России».

Открыл мероприятие директор Дворца учащейся молодежи Андрей Александрович Борщевский. Он подчеркнул особую значимость конференции, носящей имя прославленной династии музыкантов Смирновых, и напомнил, что 2023-год во Дворце проходит под флагом 80-летия Оркестра баянистов им. П.И. Смирнова. По мнению Андрея Александровича, преемственность, сложившаяся в этом коллективе, служит примером сохранения педагогического наследия и народного творчества.

Также директор отметил возросший масштаб мероприятия:

По сравнению с прошлым годом мы наблюдаем увеличение количества докладов – порядка 30. При этом растет количество регионов-участников. А уже в следующем году к нам присоединятся Москва и Самара. Тему конференции я бы сравнил с ювелирным искусством. Она такая редкая, бриллиантовая, требующая огранки. Мы готовы делиться своим опытом с другими субъектами Российской Федерации. Но самое главное - услышать наработки других регионов. Мы в этом только заинтересованы. -

Логичным продолжением заседания стала тема сохранения и продолжения культурных традиций, заложенных основателем Оркестра, Заслуженным артистом РСФСР П.И. Смирновым. Небольшой экскурс в историю представили сыновья знаменитого музыканта – заместитель директора Дворца по организации и проведению мероприятий, художественный руководитель Оркестра баянистов им. П.И. Смирнова, профессор, Народный артист РФ Юрий Павлович Смирнов и главный дирижер и руководитель образцового коллектива, педагог дополнительного образования, Заслуженный артист РФ Владимир Павлович Смирнов.

Некоторые детали биографии Павла Ивановича Смирнова, затронутые в выступлении, дали присутствующим понять, какие трудности предшествовали созданию знаменитого оркестра. На долю дирижера выпали годы лишений, голодное детство ... Но душу всегда грела мечта о музыке. И осуществилась она благодаря маме, которая в непростое для семьи время ради того, чтобы купить сыну баян, продала корову. Это и предопределило дальнейший выбор профессии. Получив высокую оценку жюри на областном конкурсе, Павел Иванович, получил направление в Ивановский музыкальный техникум на отделение баяна. Чуть позже случится уже покорение Ленинградской консерватории, сначала рабфака, затем дирижерско-хорового факультета. Талантливого юношу сразу же заметили и он оправдал доверие – учился от души. Получив диплом, он играл в Ансамбле песни и пляски Ленинградского фронта. Но война внесла свои коррективы. Едва получив диплом, музыкант отправился на фронт. Ни о какой музыке дальше и речи быть не могло – произошло серьезное ранение. Спасла тогда Павла Ивановича забота супруги и вера в себя.

Это был 1943-й год – Ленинград находился в кольце блокады. Но именно тогда, в это суровое время и началась история Оркестра. На базе 12-го ремесленного училища при заводе имени Ленина Павел Иванович организовал свой первый ансамбль из ребят-подростков, оставшихся на оборонных работах в осажденном городе.

За годы своей творческой деятельности ансамбль баянистов вырос в большой молодежный оркестр, обладающий высокими профессиональными качествами. Сегодня коллектив насчитывает более 150 одаренных исполнителей – учащихся системы образования Санкт-Петербурга, являясь лауреатом всероссийских и международных конкурсов. Концерты прославленного коллектива проходят как в стенах учебных заведений системы образования, так и на самых престижных мировых площадках. Оркестру рукоплескали зрители более 70 стран мира. Выступления всегда сопровождаются восторженным приемом зрительской аудитории и мировой прессы.

- В классе у отца занималось так много заслуженных деятелей искусства, профессоров, Народных артистов ... Достаточно назвать таки имена как Владимир Федосеев, Анатолий Беляев, Фред Ярви. Я очень внимательно смотрел на эту работу и никогда не понимал, как это могло быть. Уже сейчас, спустя годы, я понимаю, что человек был по-настоящему влюблен в свою работу. Он был предан своему делу и любил детей. И всегда за этим стояло одно – очень большая работа, работа с «мокрой рубашкой», – вспоминает Юрий Павлович великого учителя. -

В свою очередь, Владимир Павлович много рассказал о том, как великий музыкант оттачивал мастерство своих учеников.

- Слушатель не терпит фальши. Отец мог полчаса ставить одну ноту. Он заставлял над ней работать.Это очень дорого стоит – сделать так, чтобы оркестранты понимали, как эту ноту извлечь, -

Далее слово предоставили заведующему кафедрой музыкознания и музыкально-прикладного искусства Санкт-Петербургского государственного института культуры, профессору, кандидату педагогических наук, Заслуженному работнику культуры РФ, Почетному работнику общего образования РФ Дмитрию Анатольевичу Рытову. Его доклад был посвящен потенциалу народных инструментов в системе современного музыкального образования детей.

Стоит подчеркнуть особую актуальность этого выступления, ведь речь шла о том, как музыкальное искусство и народные инструменты могут помочь в решении глобальных проблем современности. Тех, которые касаются подрастающего поколения. Среди них: клиповое сознание и фрагментарное мышление, неспособность самостоятельно анализировать информацию. Как оказалось, на кафедре проводятся серьезные исследования на этот счет.

Об образовательном и воспитательном потенциале фольклора в работе с детьми рассказала председатель Городского учебно-методического объединения руководителей и педагогов дополнительного образования фольклорных коллективов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, профессор кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения, доцент по специальности «Музыкальное искусство», член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга, Заслуженный работник РФ Ирина Степановна Попова.

В основе доклада лежала идея о том, насколько важна роль семьи в изучении фольклора. По мнению профессора, наследие национальной культуры, тесно связано с понятием преемственности, которая реализуется через семью, через семейные связи, через понимание своей родословной и многого другого.

Завершило заседание выступление кандидата филологических наук, доцента кафедры уральских языков, фольклора и литературы Института народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Игоря Владимировича Бродского.

Информация была посвящена этнокультурологии и этнолингвистике в институте народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

В своем докладе Игорь Владимирович поделился наработками вуза, связанными с поддержанием музыкальных традиций народов Севера. В частности, рассказал о взаимодействии с этнокультурными центрами коренных малочисленных народов Севера, создании студентами на базе института собственных творческих коллективов и проведении фольклорных концертов.

Завершится II Открытая городская научно-практическая конференция уже сегодня концертом Оркестра им. П.И. Смирнова.